ИНТЕРНЕТ-КОММЕРЦИЯ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ

ИНТЕРВЬЮ С СЕРГЕЕМ ХАБАРОВЫМ - ЭКСПЕРТОМ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ И ОБЛАДАТЕЛЕМ НАГРАДЫ МЕЖДУНАРОДНОГО УОНКУРСА «ГЕММА 2023»

 

Сергей Валерьевич Хабаров – эксперт в области венчурного финансирования, запуска и развития локальных и международных стартапов.

В своей профессиональной практике возглавлял управление по развитию цифровых бизнесов в ПАО «Северсталь», а также занимал должность инвестиционного директора в компании Джином Вэнчэрес. Успешно реализовал собственные продуктовые проекты, в том числе - бренд женской одежды GLAMTOP.

В нашей беседе Сергей рассказал про актуальные тенденции в российском и международном e-commerce, поделился прогнозами технологического развития маркетплейсов и дал рекомендации для эффективного внедрения интернет-продаж на предприятии.


ГЕММА: Сергей, вы уже много лет являетесь экспертом в области электронной коммерции. Что находится в фокусе Вашего внимания сейчас?

Сергей Хабаров:

- В данный момент я сосредоточен на анализе работы маркетплейсов, как в России, так и на международном уровне. Особенно меня интересует, как они решают сложную задачу логистики.

Сейчас становится ключевым улучшение пользовательского опыта, которое охватывает не только цену и качество продукта, но и скорость доставки. В больших городах эта, так называемая, «последняя миля» уже хорошо организована.  

Если же мы рассматриваем федеральный масштаб (а любой e-commerce заинтересован расширять географию продаж), то встает логичный вопрос: «Как оказать одинаковый уровень сервиса, вне зависимости от города?». Одинокому игроку логистический вопрос решить будет очень непросто, потребуются огромные инвестиции для создания распределительной системы складов. Часто это приводит к ошибкам, трате денег, но не всегда – к желаемому результату.

Маркетплейсы внедряют инновационные логистические решения и разрабатывают алгоритмы для оптимизации распределения товаров на складах, а это особенно важно для доставки в удаленные регионы.

ГЕММА: За маркетплейсами будущее?

Спойлер: будущее за роботами.

Сергей Хабаров:

- Будущее, безусловно, принадлежит инновациям, и здесь ключевую роль играют роботы и искусственный интеллект. С каждым годом происходит сильный прорыв в развитии, а следом «дизрапшн» (новая технология “убивает” старую).

Маркетплейсы также проходят через глобальные изменения. Например, если сравнить Амазон начала 2000-х и современный, мы увидим два совершенно разных бизнеса. На данный момент, к примеру, Амазон уже начинает вводить ИИ в работу сортировщиков.

Технологические прорывы, такие как развитие 3D-печати и ИИ, радикально изменят ландшафт электронной коммерции.

Сейчас уже можно предположить, что через несколько лет наши заказы будут печатать на 3D-принтерах прямо в пунктах выдачи. Главный вопрос, однако, остается открытым: смогут ли маркетплейсы адаптировать эти инновации или они станут жертвами следующей инновационной революции?

ГЕММА: Много российских производителей все еще не решились на выход в онлайн-продажи. Чтобы вы порекомендуете им в первую очередь, чтобы быстрее прийти к результату и избежать ошибок?

Сергей Хабаров:

Переход российских производителей к онлайн-продажам сегодня не просто выбор, а необходимость, учитывая текущие рыночные условия. Онлайн-продажи открывают новые горизонты и возможности, которые игнорировать нельзя.

 

  • Первым шагом должно стать глубокое понимание целевой аудитории, что позволит определить наиболее подходящие платформы для размещения их товаров – будь то специализированные платформы или общие маркетплейсы вроде Ozon или Wildberries.

 

  • Следующий ключевой момент - организация эффективной логистики. Важно сотрудничать с надежными логистическими компаниями для обеспечения доставки товаров как внутри страны, так и за рубеж.

 

  • Необходимо уделить внимание цифровому маркетингу, используя инструменты контекстной рекламы, социальных медиа, email-маркетинга и SEO. Это поможет увеличить видимость продуктов и привлечь клиентов.

 

  • Для успешных онлайн-продаж необходим постоянный анализ и оптимизация. Мониторинг данных о продажах и поведении покупателей поможет оптимизировать ассортимент и стратегии продвижения. Важно также адаптировать подход к представлению продукта для онлайн-пространства, включая качественные фотографии, детальные описания и видео-демонстрации.

Примером успеха в этом направлении является 'Natura Siberica', начавшая как небольшой производитель и выросшая в международный бренд благодаря эффективному использованию онлайн-каналов для продвижения и продаж своей продукции. Это демонстрирует, как правильный подход к онлайн-продажам может превратить локальный бизнес в успешный международный бренд.

ГЕММА: Про «самовыкуп» на маркетплейсах  (*выкуп в большом объеме своего же товара для создания высокого рейтинга продукта и стимулирования спроса). Дошло до того, что специально под этот метод сегодня создают сверхмарженальные, но «пустые» по качеству товары, которые в итоге перетягивают спрос. Такая ситуация исключает добросовестную конкуренцию. Как решается эта проблема?

Сергей Хабаров:

- Маркетплейсы сейчас активно этим занимаются. Основной целью МП является положительный клиентский опыт, доверие и выбор в их пользу. На примере Амазона могу сказать, что практика в «борьбе» с такими нечестными действиями продавцов у них жесткая: штрафы, санкции, пожизненная блокировка поставщика и людей, связанных с этой ситуацией.

 

У Валберисс вычисление поставщиков, уличенных в таких манипуляциях, происходит уже на 2-3% самовыкупа товара. На каждого покупателя ВБ составляет свой профайл, в котором отображаются логичные органические покупки. Поставщик получает денежный штраф автоматически, если появляется покупатель, поддерживающий его самовыкуп.  Желание продолжать такую деятельность у поставщика резко отпадает.

 

ГЕММА: Вы имеете международный опыт в сфере электронной коммерции. Какие отличия Вы выделите у российского рынка и зарубежного?

Сергей Хабаров:

- Это очень хороший вопрос, поэтому, чтобы всем было легче понять мое рассуждение, зайду в него с примера.

Компания делает инновацию, что-то очень интересное и редкое. Вкладывает туда большие деньги: на покупку оборудования, обучение персонала и т.д. Время «окупания» этих инвестиций – 10-15 лет – то, что мы называем инвестиционным циклом.

Проходит 5 лет, и эта инновация стареет. Соответственно, интерес у клиента падает, ведь конкуренты разрабатывают более интересное решение, закупают новое оборудование и переманивают покупателей к себе (а возможно, не только покупателей, но и сотрудников).

И вот теперь давайте вернемся к изначальному вопросу.

Россия часто идет с «запозданием», но умеет учиться на чужих ошибках. Зарубежные компании создают новые технологии, но остаются на одном уровне спустя несколько лет из-за того, что срок инвестиционного цикла еще не прошел. А те, кто начал позже, в частности российские компании, начинают уже с более высокого уровня, перенимая зарубежный опыт.

Также во многих областях “e-commerce” у России есть преимущество в развитии, например – интернет-банкинг.

ГЕММА: Если была бы возможность вернуться в начало пути, какой бы вы себе дали совет, чтобы избежать ошибок?

Сергей Хабаров:

- Я пожелал бы себе и всем остальным - следовать тому, что больше всего вдохновляет и внутренне радует, искать эти самые точки вдохновения.

Жизнь очень быстро летит, и поэтому тратить короткое время жизни на «неважное», «ненужное», на то, что не дает тебе положительную рефлексию - глупо. Такой подход через 10-20 лет может вызвать определенные сожаления у человека. А чтобы не сожалеть - нужно сейчас заниматься тем, что нравится.

Но хочу отметить то, что на постоянной основе провожу рефлексию на тему: «А если бы…?». Наша жизнь – это совокупность различных опытов, положительных или отрицательных. И чтобы дойти до точки «сегодня», нужно было пройти какой-то путь. И очевидно, какой совет я бы себе не дал, пути в любом случае будут разные. А значит и точка «сегодня» будет разной. Любой опыт ценен.

.

06.02.2024